Ћучшее средство от перхоти — гильотина. ƒанный афоризм приходит на ум после ознакомлени€ с проектом поправок в правила сдачи экзаменов в √ј», размещенных на «‘едеральном портале проектов нормативных правовых актов». ѕравила в очередной раз усложн€ют, требовани€ к выпускникам автошкол повышают, что неизбежно ведет к снижению количества желающих получить права. ќтсюда у мен€ и сложилось устойчивое мнение, что в √ј» преследуют цель: меньше новичков — лучше статистика.

¬ скором времени экзамен на автодроме могут упразднить 
¬ скором времени экзамен на автодроме могут упразднить 

¬се идет к тому, что в скором времени новичкам не останетс€ ничего другого, как нелегально ездить без водительского удостоверени€ 2–3 года, чтобы привыкнуть к движению с большими скорост€ми и набратьс€ опыта прежде, чем решитьс€ идти сдавать экзамены дл€ получени€ водительского удостоверени€.

»з чего это следует? ”праздн€ют экзамен на автодроме и в услови€х улицы предъ€вл€ют к новичкам выполнение на экзамене следующих элементов:

  • начало движени€: с места, после остановки во врем€ движени€, на подъеме, на спуске (при наличии подъема (спуска);
  • движение со скоростью более 60 км/ч;
  • постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед и выезд с места сто€нки;
  • движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движени€;
  • разворот транспортного средства на 180 градусов, использу€ переднюю и заднюю передачу;
  • постановка транспортного средства на место сто€нки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом и выезд с места сто€нки;

¬озле автошколы, чтобы втиснутьс€ в узкий промежуток на сто€нке, мне приходитс€ парковатьс€ задним ходом. ѕри этом € перекрываю одну из двух полос, а когда двигаюсь задним ходом с вывернутым рулем, то захватываю и вторую полосу. ¬се это в промежуток времени с 17:00 до 18:00. ѕриходитс€ заблаговременно подгадывать, чтобы движение в этот момент было не столь интенсивным. ќшибка при парковке повлечет ƒ“ѕ. ƒаже дл€ опытного водител€ задача не из при€тных. ј дл€ новичка?

я не совсем уютно себ€ чувствую, когда впервые попадаю на незнакомую дорогу или в незнакомый район города.  ак правильно повернуть или развернутьс€ на перекрестке? √де разрешена или запрещена сто€нка?  ак правильно подъехать к нужному объекту? » т. д. и т. п. ј здесь новичку в той же ситуации придают еще и сопровождающего, довед€ его до стресса, а затем заставл€ют выполн€ть не самые простые элементы.

ѕолучив права новички начинают ездить самосто€тельно по знакомым маршрутам, избега€ движени€ в часы пик и крайне аккуратно, набира€сь опыта, который ни в какой автошколе не получить. „ему действительно нужно новичка научить, так это парковке в родном дворе и парковке возле работы.

я много раз писал об обучении в автошколах. ¬кратце напомню, о чем шла речь.

«„еловеку разумному» примерно 200–300 тыс. лет. ћозг и тело человека приспособлено к движению со скорост€ми до 40 км/ч. ѕри этом мозг успевает обрабатывать информацию, поступающую от глаз, а тело приспособлено падать на данной скорости без особых последствий.

 ак тут не вспомнить забег –ональдо на „ћ, когда он развил скорость 39 км/ч.

„тобы стать водителем, человеку нужно решить две задачи:

  1. Ќаучить мозг обрабатывать информацию на скорост€х свыше 40 км/ч.
  2. ѕреодолеть генетический страх движени€ со скоростью более 40 км/ч.

ѕерва€ задача решаетс€ через 2–3 года вождени€ после проезда 30–40 тыс. км. » за два с половиной мес€ца обучени€ в автошколе ее не решить. “ут выход только один: введение двухуровневой системы обучени€, когда по прошествии двух лет новичок возвращаетс€ в автошколу доучиватьс€. ƒанный подход позвол€ет удержать новичка в поле зрени€ автошколы и сформировать правильные навыки и привычки после адаптации мозга к движению с большими скорост€ми.

ѕараллельна€ парковка — одно из самых сложных упражнений на автодроме
ѕараллельна€ парковка — одно из самых сложных упражнений на автодроме

ј вот вторую задачу как раз и решают автошколы в течение двух с половиной мес€цев обучени€. ƒелаетс€ это просто.

—ознание не может долго находитьс€ в состо€нии стресса. –ано или поздно включаютс€ защитные механизмы. ¬се прекрасно знают, что по прошествии 40 дней после смерти близкого человека нужно успокоитьс€, иначе состо€ние стресса может повлечь расстройство психики. Ёто и есть как раз тот срок, когда включаетс€ защита сознани€. 40 дней = 6 недель.

„ерез 6 недель после начала зан€тий по вождению сознание курсанта включает защиту от стресса, и именно в этот момент его и вывод€т на экзамен в √ј». 6 недель по два зан€ти€ в неделю по вождению по 2 часа, это 24 часа практического обучени€. ≈сли заниматьс€ по три раза в неделю, то получим 36 часов. Ѕерем среднее — 30 часов. Ќабрасываем один час на внутренний экзамен, и один час на экзамен в √ј». »того — 32 часа.

»менно 32 часа практических зан€тий и было предусмотрено старыми программами. ”величение часов вождени€ приводит к чувству ложной уверенности у новичков и ожиданию подсказки, как действовать в экстремальной ситуации, что в итоге ведет к увеличению количества ƒ“ѕ с новичками.

— “ренировка навыков на самом деле заключаетс€ в систематическом отучении от страха во многих рискованных ситуаци€х, — «—правочник по безопасности дорожного движени€».

≈ще один мес€ц из двух с половиной мес€цев обучени€ необходимы, чтобы курсант отучилс€ бо€тьс€ теоретического экзамена.

јвтошколы успешно справл€ютс€ с поставленными перед ними задачами дес€тки лет, в отличие от руководства √ј». Ќе верите? ¬ыгл€ните в окно и посмотрите, сколько водителей воспитала стара€ школа.

 азалось бы, отстаньте от автошкол, никакие изменени€ в обучении и правилах сдачи экзаменов не повлекли перемен в продаже полисов ќ—ј√ќ дл€ новичков. —ледовательно, статистика €кобы положительного эффекта от изменений о √»Ѕƒƒ — дута€, а вбуханные силы и средства пошли прахом. ј сколько еще сил и средств будут потрачены впустую?

Ќичего зазорного в возврате к старому положению вещей нет.

»з последних примеров: все —ћ» раструбили, что школьные автобусы не должны быть старше 10 лет, на них должен быть желтый проблесковый ма€чок, тахограф и аппаратура спутниковой навигации. ѕостановлением ѕравительства от 08.08.2018 об€зательное выполнение данных требований перенесли на 30.06.2020.